Эдвард Григ / Глава четвертая: «Улаф Трюгвасон»

Другим важнейшим средством развития служит вариационность. Особенно широко применяет Григ тональное и тембровое варьирование. Так, в первой сцене постепенное нарастание создается путем тональной «перекраски» одного и того же эпизода (молитва жреца и хор народа), который проводится каждый раз в более высоком звучании (тональности в терцовом соотношении: e-moll, g-moll, b-moll). В заключительной сцене священных игр Григ поручает главную тему сначала группе солистов, а затем всему хору, создавая живописные колористические контрасты. Далее из этой темы возникает совершенно новый образ торжественного гимна (см. пример 66), а затем стремительная кода с характерным «сжатием» тематического материала.

Музыкальный язык оперных сцен отличается строгостью, лаконизмом. Широкая, «фресковая» манера письма, строгие и простые мелодические линии, обильное применение диатоники — таковы основы музыкального стиля «Улафа Трюгвасона». Развитие старинных ладов (особенно фригийских оборотов, отчасти миксолидийского и дорийского ладов) сочетается с острыми ладогармоническими средствами целотонности, увеличенного лада, а также терцовых сопоставлений. Это придает музыке особый отпечаток живописности и суровой архаики. Ни в одном из своих произведений Г риг не стремился в такой мере к воссозданию сурового колорита старины. В этом смысле музыка «Улафа Трюгвасона» являет собой наиболее цельный, законченный образец эпически-повествовательного стиля «древней саги» в творчестве Грига.

Особенно интересна по музыкальному материалу первая сцена оперы. Здесь определяется весь тот круг типических интонаций и ладогармонических средств, с которым связана характеристика скандинавского древнеязыческого мира.

Краткое оркестровое вступление вводит в обстановку мрачных событий. В низком регистре оркестра звучит короткий, угрожающий «лейтмотив рока»; далее эта тема характеризует гибель и разрушение «царства Азов» — древних богов:

Нотный пример 60

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.