Эдвард Григ / Глава пятая: «Пер Гюнт»

Пер Гюнт встречает Сольвейг Иллюстрация к драме Ибсена английского художника А. Рэкхема

«Свадебный марш» выдержан целиком в народных традициях. И в музыке Грига, и в оркестровке Хальворсена * дана тонкая стилизация игры хардинг-фелеров, особенно колоритной и виртуозной в праздничной музыке свадебных маршей. Широко используются здесь самые разнообразные тембровые эффекты (con sordino, divisi, soli, игра pizzicato, у подставки, концом смычка и т. п.).

Близки к подлинной народной музыке крестьянские танцы первого действия, уже прозвучавшие ранее в оркестровом вступлении. И халлинг, и спрингданс, по указанию Грига, должны исполняться в сцене свадьбы скрипачом-солистом, в то время как актер на сцене мимически изображает скрипача фелера — этого «главного героя» норвежских народных празднеств. В халлинге Григ использовал традиционный народный наигрыш, распространенный повсюду в Норвегии, записанный во многих фольклорных сборниках (в том числе и у Линдемана) **.

_______________________________________________________

* Блестящая, оригинальная инструментовка этого марша принадлежит известному норвежскому композитору, ученику и другу Грига Йухану Хальворсену (1864—1935). Под его управлением музыка «Пера Гюнта» исполнялась во время новой постановки этой пьесы на сцене Национального театра в Кристиании в 1902 году. Известно, что Григ высоко ценил Хальворсена как талантливого композитора, дирижера и скрипача, внимательно прислушивался к ого советам. Не лишен интереса тот факт, что в том же 1902 году Григ работал вместе с Хальворсеном, большим знатоком народной музыки, над циклом норвежских народных танцев ор. 72.

** Мелодия этого народного халлинга была позднее развита Григом в цикле «Норвежские танцы» ор. 35 (см. главу седьмую, нотные примеры 104а и 104б), а также в четвертой тетради «Лирических пьес» ор. 47, куда входит G-dur’ный спрингданс, близко напоминающий спрингданс из «Пера Гюнта».

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.