ЛИТЕРАТУРНАЯ СУДЬБА А. А. ФЕТА

Лирика Фета в большей степени, чем прежде, стано­вится образцом «чистого искусства». «…Трудно указать на поэзию, более поучительную для эстетики,— пишет П. Астафьев,— чем поэзия… А. А. Фета. Она представ­ляет, в целом, вполне ясный и законченный урок эстети­ки. Трудно найти поэта, у которого в огромной массе написанных им за долгую и плодотворную жизнь произ­ведений в такой чистоте и ясности, и в большом, и в са­мых мелких деталях, было бы выдержано до конца чисто эстетическое, чуждое всякой утилитарности и рассудочно­сти, всякой тенденциозности и деланности, бескорыстное и непосредственно-художественное настроение» 112.

Творчество и литературная судьба Фета представля­ются теперь самым веским аргументом в спорах с кри­тикой 60-х годов. Ее упрекают в том, что ей «было мало дела до искусства», до поэзии, что ее не интересовала «жизнь души», что в поэзии она искала и ценила «каче­ства умной прозы» и потому, естественно, не могла отдать должного такому поэту, каким был Фет. Правда, извест­ность и популярность Фета и в 90-е годы не особенно широки, но это рассматривается как лишнее свидетель­ство утонченности, изысканности его поэзии. «Не трудно предвидеть,— заявляет один из критиков,— что он и не будет любимым поэтом читающей массы. Чтобы привлечь эту массу, ей непременно нужно сказать что-нибудь важ­ное для практической жизни. В поэзии Фета нет ни по­литических, ни нравственных идей, на которые всего сильнее отзывается толпа. Достоинства же чисто художе­ственные сами по себе не дают широкой известности» 113.

112             Русское обозрение, 1893, № 2, с. 601.

113             Дистерло Р. А. О поэзии Фета.— Русское обозрение, 1893, № 4, с. 944, 965.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.