СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (вместо введения)

Несомненно, что новые свойства литературных явлений, которые раскры­ваются в процессе их исторического существования, чаще всего имеют своим источником те или иные присущие им структурные начала, до известного времени ясно не об­наруживающие себя. Именно потому и возникает необ­ходимость аналитического рассмотрения того соотноше­ния неоднородных идейно-эстетических компонентов произведения, различных тенденций творчества писа­теля, которое обусловливает неоднозначность их воз­действия.

Ясно выраженные различия в восприятии литератур­ных явлений «сигнализируют» о существовании ранее скрытых их структурно-творческих возможностей. Анализ художественного потенциала произведений, их новых свойств имеет своей целью конкретно охарактеризовать действие той их внутренней энергии, которая прежде не получила своего широкого выражения. При таком подхо­де как раз отчетливо и прослеживается взаимодействие образного содержания творческих созданий и эстетиче­ских, духовных запросов читательской аудитории. Без «перекрестного» анализа структуры литературных явлений и отношения к ним читателей невозможно многосторон­нее освещение функции литературы.

Однако процессы жизни художественных произведе­ний временами демонстрируют и иные, чем отмеченные здесь, «ситуации». В истории литературы пс столь редки суждения о литературных явлениях, вызванные не глу­бинными их свойствами, а некоторыми второстепенными чертами. Точно так же нередки мнения о творческих созданиях, противоречащие самой их сути. Иллюзии, за­блуждения зачастую соседствуют с преднамеренным ис­кажением характера, смысла литературных явлений. К числу преднамеренных искажений относятся, напри­мер, оценки «Мертвых душ» современной Гоголю реак­ционной критикой (и не только критикой) как никчем­ного произведения, созданного на основе неуклюжего анекдота.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.