ЛИТЕРАТУРНАЯ СУДЬБА А. А. ФЕТА

Поэзия неизмеримо выше обыденности, она «есть про­зренье» из «времени в вечность», и образцом такой поэ­зии снова служит творчество Фета. Для усиливавшихся в части русского общества конца века настроений востор­женной религиозности, появления различного рода мисти­ческих идей и исканий поэзия Фета представала как от­кровение, как «чистое движение творческого духа». «Поэ­зию Фета можно или воспринять в свою душу, как нечто бесконечно значительное, или вовсе отвергнуть ее, потому что —

Один лишь звук убавь в гармонии чудесной,

Один лишь цвет возьми от радуги небесной:

Что значит звук один и что единый цвет?

Но нет гармонии и радуги уж нет!»

Фет — поэт не для толпы, способной воспринимать лишь «трескучие вирши Некрасова». Толпа «пройдет мимо» его поэзии, существующей лишь для тех немногих, кто принадлежит к «жаждущим правды и красоты» 114.

Фет — «поэт философов» и «философ-поэт». Оказыва­ется, «самая содержательность» его поэзии «сделала ее столь непопулярной». Фета знают по имени, но не чита­ют: «Насколько не трудно встретить образованнейшего че­ловека, не читавшего ни строки Фета, настолько же трудно найти гимназиста, который бы не знал этого имени» 115.

114             Елагин Ю. (Говоруха-Отрок Ю. Н.). Поэзия Фета,—Русский вестник, 1893, № 5, с. 308, 311, 312, 313, 326.

115             Никольский Б.В. Поэт философов,—Русское обозрение, 1894, № 12, с. 1102.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.