Эдвард Григ / Глава пятая: «Пер Гюнт»

Тема Востока по-разному трактована в колоритном «Арабском танце» и в «Танце Анитры». «Арабский танец» — картина «экзотического», далекого Востока, в достаточной мере условного, как условен этот Восток и у Ибсена. Характер причудливой, слегка гротескной восточной пляски, с резким свистящим тембром флейты пикколо и ударами большого «турецкого» барабана, отчетливо выступает в музыке, рисующей поклонение арабских девушек «пророку» Перу. Истоки стиля «Арабского танца» следует искать в музыке XVIII века, где подобные эпизоды alla turca всегда окрашены оттенком легкой иронии. Напомним, однако, что ведь и самая сцена драмы Ибсена полна иронического отношения к этому вымышленному Востоку!

В «Танце Анитры», напротив, внешняя жанровость отступает на второй план перед задачами тонкой и поэтичной характеристики. Анитра у Грига — воплощение чарующей грации и красоты, ее пляска легка и воздушна. Но это коварная красота. Гибкая, вьющаяся тема танца Анитры сразу же приобретает характер изменчивости, выразительно оттененный настойчивым интонированием нисходящих хроматизмов в мелодии:

Нотный пример 81

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.