Эдвард Григ / Глава пятая: «Пер Гюнт»

Песни, тобою не спетые, — мы!

Тщетно рвались мы на волю,

Тщетно просились тебе на уста,

Ты нас глушил в своем сердце,

Не дал облечься нам в звуки, в слова!

Горе тебе! ³7

Хор этот, по словам Грига, должен звучать «все более угрожающе» 38. Выразительность больших динамических нарастаний усиливается тональным развитием, хроматическими секвенциями вверх по полутонам. В момент высшего напряжения в оркестре внезапно появляется тема «Смерти Осе»; укором совести звучит голос матери в душе Пера.

Завершающему, финальному эпизоду драмы поэт и композитор придавали особенно важное значение. В письме к Григу Ибсен сообщает подробный «музыкальный сценарий» последней сцены Пера и Сольвейг. Согласно его намерениям, колыбельная Сольвейг должна была прозвучать на фоне молитвенного хора прихожан, идущих в церковь по лесной тропинке. После колыбельной, по словам Ибсена, «занавес опускается, а пение псалмов раздается все ближе и громче».

В первоначальном эскизе «Колыбельной Сольвейг» композитор старался следовать этому замыслу: простой и трогательный напев колыбельной сочетается с размеренно-строгим церковным хоралом; в заключительном эпизоде вступает орган *. Но впоследствии Григ отказался от этой весьма традиционной «оперной» концовки и придал песне более тонкое, камерное звучание.

Светлая «Колыбельная Сольвейг» завершает пьесу Ибсена. К этой простой песне приводят все нити драмы: судьбы Пера и Сольвейг, драма любви и верности и драма бесцельно прожитой человеческой жизни. Так воспринимал эту песню и Григ, создавший в «Колыбельной Сольвейг» неповторимый по своей проникновенности лирико-трагический образ.

Трагизм всей этой сцены — в светлом и безмятежном спокойствии музыки, в полной ее отрешенности от всех волнующих душу мятежных человеческих чувств. Но этот покой — не мистическое погружение в небытие. Песня согрета чувством бесконечной любви и нежности: ее поет «мать и возлюбленная», «чистейшая из женщин».

_________________________________________________________

*           Рукопись Бергенской публичной библиотеки.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.