Эдвард Григ / Глава пятая: Ибсеновские романсы

Трагическая экспрессия этого траурного монолога усилена остинатным развитием мелодии. На протяжении романса в вокальной партии с неумолимой настойчивостью проводится сходная по мелодическому рисунку двухтактная фраза; ритм ее строго подчинен поэтической декламации. Мерно, отчетливо падают слова текста, а гармоническое сопровождение, на нисходящем хроматическом басу, снова дает характерную григовскую «гармонию скорби», которая становится едва ли не «лейтгармонией» в трагических произведениях «ибсеновского периода» («Колыбельная Сольвейг», «Лебедь», «Осенью», фортепианная баллада).

Среди романсов ибсеновского цикла только два выделяются светлым тоном: «Водяная лилия» и «Птичье пенье».

В романсе «Водяная лилия» Григ достигает редкого изящества, изысканной, томной грации. В тексте Ибсена он проницательно уловил тот оттенок утонченно-поэтической иронии, который позволяет сравнить это стихотворение с лучшими образцами лирики Гейне.

Гибкая, подвижная мелодия романса, с ее скользящими хроматизмами, полна скрытой взволнованности, томления. Музыка говорит о «таинственной, бездонной глубине девичьих грез», о хрупкой и нежной девичьей красоте, подобной расцветающей лилии. Очень колоритна фактура фортепианного сопровождения, рисующая зыбкую «глубину вод».

Но в целом романс этот не определяет общего тона ибсеновского цикла. Ибсеновская лирика лежит в сфере трагического. Трагической темой Григ по-разному овладевает в «Пере Гюнте», в просветленной скорби «Лебедя», в сурово-сосредоточенном монологе «Скрылась», в мрачной патетике «Музыкантов».

Ибсеновские романсы Грига сыграли существенную роль в подготовке крупных инструментальных форм его творчества — струнного квартета и третьей, с-moll’ной скрипичной сонаты (о близости их к фортепианной балладе уже говорилось). В этих крупных произведениях драматического плана получают дальнейшее развитие глубокие и сосредоточенные настроения «ибсеновского периода».

Своеобразие ибсеновских романсов еще ярче выступает при сопоставлении их с одновременно возникшими в 1876 году романсами на стихи Йона Паульсена. Пять романсов ор. 26 на слова Паульсена («Надежда», «Летний вечер», «Гордость», «С примулой», «Осенью») по праву стоят в ряду лучших образцов григовской лирики. Прекрасен романс «Надежда», своим восторженно-ликующим юношеским пафосом напоминающий шумановское «Посвящение»; исполнен задумчивого очарования

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.