ЛИТЕРАТУРНАЯ СУДЬБА А. А. ФЕТА

Поэты, если они желали иметь читателей, должны были отражать в своих стихах обще­ственное настроение, и для своих песен им надо было выбирать гражданские мотивы. Ни на что подобное не был способен Фет.

Важнее причины, лежавшие в самом характере произ­ведений Фета… Очень немногим Фет нравится сразу. Обыкновенно сначала он кажется пустым и бессодержа­тельным. Только позже, когда вчитаешься в стихи Фета… начинаешь понимать и находить неотразимую прелесть в самых странных и непонятных с первого взгляда стихотворениях Фета» 125.

XX век стал новым этапом в восприятии творчества поэта, и этапом снова бурным, заключающим в себе не­мало перемен и крутых поворотов. Наверное, не много в русской поэзии имен, чья литературная судьба была бы исполнена такого драматизма и резких перепадов от во­сторженного признания к почти полному забвению.

К началу XX в. после смерти Фета минуло уже почти 10 лет. Многое из того, что ставилось в вину Фету ре­волюционно-демократической критикой, по-видимому, было забыто. «Теперь это пройденная ступень,— писал революционер-народоволец П. Якубович,— русская ин­теллигенция выросла не только численно, но и духовно; наши идейные завоевания стали более или менее проч­ными,— и для поэта наступила уже история. Рядом с грубым, отталкивающим образом крепостника Шеншина мы можем теперь разглядеть и легкий, воздушный очерк Музы Фета» 126.

125 Краснов П. Н. Поэзия Фета.— Книжки «Недели», 1893, № 1, с. 161—162.

126            РуССкая муза: Собрание лучших, оригинальных и переводных стихотворений русских поэтов XIX века/Составил П. Якубович. СПб.: изд. Н. Н. Клобукова, 1904, с. 201.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.