Эдвард Григ / Глава шестая: Баллада «Одинокий» и струнный квартет

Нотный пример 92

Этот диалог предвещает наступление грозных событий. С большой силой отображен здесь внутренний, душевный конфликт — борьба противоположных психологических состояний. В музыке слышится и угроза, и примиренность, и душевное смятение, и покорность судьбе. Невольно вспоминается столь же значительный, впечатляющий вступительный речитатив из первой, g-moll’ной баллады Шопена.

Волнение возрастает. Следующее за речитативом острое скерцо переходит в стремительное движение двух голосов (канон). А далее новый контраст, новая вариация: мрачное Lento предвещает трагическую развязку. Это суровый образ траурного шествия, сопровождаемого отзвуками погребального звона. Необычная ритмика «траурного марша» (Григ сохраняет трехдольный размер темы) не нарушает величавой размеренности движения. Мрачное спокойствие скорби противостоит взволнованному «трепету жизни», которым насыщено драматическое повествование.

Вступлением лирического, импровизационного монолога (Un росо andante) начинается третий, завершающий раздел баллады. Значение этого переломного момента в драматургическом замысле вариаций особенно велико. Это не только традиционный «лирический эпизод перед кодой», обычный в вариационном цикле. Это — «слово от автора», вдохновенная лирическая прелюдия, предваряющая главную кульминацию драмы.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.