Эдвард Григ / Глава шестая: Баллада «Одинокий» и струнный квартет

Написанный в форме рондо-сонаты, финал носит обозначение Presto al saltarello. Это картина народной пляски — стремительной, безостановочной в своем вихревом движении. «Итальянский ритм» танца мог быть подсказан А-dur’ной симфонией Мендельсона, с ее романтической мечтой о южных странах. Именно в таком значении «прекрасного и далекого» появляются образы Италии и у Грига (напомним романс на слова Бьернсона «Монте Пинчио» или отзвуки карнавала в цикле фортепианных пьес «Из народной жизни» ор. 19). Но свое, норвежское, у Грига всегда присутствует. Триольный ритм «сальтарелло» причудливо сочетается с характерными интонациями норвежского танца. Не столько итальянский, сколько норвежский колорит господствует в этой «северной тарантелле».

Кульминация финала дана в широко развернутой коде: лейттема проходит в мажоре. Ее трагический характер постепенно преодолевается предшествующим развитием народно-жанровых образов. Торжественно и мощно звучит кода финала — выход к свету и солнцу, на широкие просторы земли.

Квартет — наиболее монументальное, наиболее симфоничное среди камерных сочинений композитора. Создавая это произведение, Григ как бы возместил свою неудачу в жанре симфонии. Симфоничность квартета выразилась не только в широком, оркестральном стиле изложения, не только в трактовке ансамбля, но и, прежде всего, в значительности и широте идейной концепции.

Исследователь творчества Грига Ю. А. Кремлев справедливо связывает замысел квартета с переломным периодом жизни Грига, с недолгим, но острым душевным кризисом «хардангерских лет» ¹5.

Тем важнее для Грига оптимистическое решение «темы одиночества» в духе больших симфонических концепций Бетховена, Брамса, Чайковского. На протяжении всего квартета отчетливо выявляется единая линия развития — линия преодоления трагического, рокового начала. Путь от личного к общенародному, от скорби — к радостному приятию жизни определяет весь строй этого произведения, знаменующего полную творческую победу художника.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.