Эдвард Григ / Глава шестая: Баллада «Одинокий» и струнный квартет

Стиль письма Грига — насыщенный, гармоникоколористический — отличается в то же время большой изысканностью нюансировки. Сочиняя это произведение, Григ как бы предвосхитил утонченный стиль письма Дебюсси в его g-moll’ном квартете, написанном на пять лет позже. Специфика инструментального стиля Грига — в тонком понимании индивидуальных тембровых качеств квартета и в очень широкой градации этих тембровых возможностей; особенно характерно для композитора выразительное использование высокого регистра низких по тембру инструментов — альта и виолончели — в лирических эпизодах (тема побочной партии у альта и виолончели в разработке первой части, кода первой части и кода Романса).

Тембровой выразительности Григ добивался особенно настойчиво, упорно, и уже после первого исполнения квартета продолжал вносить изменения в его инструментовку*.

Квартет g-moll — последнее законченное сочинение Грига в этом жанре: начатый в 1891 году второй струнный квартет F-dur остался незавершенным.

Неоконченными остались и некоторые другие камерные ансамбли.

Вскоре после завершения первого квартета Григ начал сочинять фортепианное трио (рукопись датирована 17 июня 1878 года), но набросал в первом варианте только медленную часть — Andante c-moll. Сохранились также эскизы фортепианного квинтета B-dur (1886?), задуманного в широком концертном плане **. Надо полагать, что все эти сочинения не увлекали Грига в той мере, как музыка его лучшего, первого квартета, в котором он хотел выразить «свою внутреннюю, духовную жизнь». И только в третьей скрипичной сонате он создал произведение, равное этой чудесной камерной симфонии.

______________________________________________________

*          Показательно, что в ответ на предложение своего лейпцигского издателя сделать новый вариант квартета в виде ансамбля с участием фортепиано, Григ ответил решительным отказом, разъяснив, что темы квартета с самого начала возникли в его воображении именно как темы для струнных смычковых инструментов.

**         Отрывки из этих неоконченных сочинений были впервые опубликованы другом Грига, голландским композитором Юлиусом Рёнтгеном, а затем воспроизведены в монографии Г. Финка 17.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.