Эдвард Григ / Глава седьмая: В Бергене

Нотный пример 100

Чуткие интонационные изменения основной попевки, которая в своем развитии каждый раз по-новому окрашивается и «распевается», сообщают «Весне» Грига особую утонченность и гибкость, присущую его лучшим лирико-элегическим пьесам *.

Размеренность ритма, устойчивость плавно скользящих гармоний (смена тоники второй ступенью, мягкие плагальные обороты) подчеркивают настроение спокойного созерцания и светлой печали. Мудрым, проницательным и вместе с тем трогательнонаивным восприятием бытия проникнут весь романс Грига — гениальный образец вокальной элегии. Известно, что это произведение было одним из любимых у П. И. Чайковского, который, слушая «Весну» в исполнении Нины Григ, не мог удержаться от слез.

Другая элегия — «Израненный» — носит более напряженный, драматический характер. Здесь в музыке уже не светлая «лирика прощания», а глубокая, щемящая сердце скорбь, горечь неизбывных страданий. Лаконичная, полная острой экспрессии, она несколько напоминает по стилю лучшие песни Гуго Вольфа (к которому Григ отчасти близок в вокальных произведениях «ибсеновского» периода).

Сам композитор, по-видимому, очень ценил эту песню и, разумеется, не случайно включил ее в число своих оркестровых обработок наряду с «Последней весной» («Две элегические мелодии для струнного оркестра» ор. 34, 1881).

_________________________________________________________

*           Близкие параллели григовской «Весны» — «Колыбельная Сольвейг», «Романс» из третьей скрипичной сонаты, фортепианная миниатюра «На родине» из цикла «Лирические пьесы» ор. 43.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.