Эдвард Григ / Глава седьмая: В Бергене

Среди других песен сборника заслуженной известностью пользуются две песни в народном духе — «Старая мать» и «Возвращение в Рундарне». Последняя своим светлым тоном напоминает раннюю, «андерсеновскую» лирику юного Грига.

Очаровательная, полная изысканной грации песня «Видение» находит художественные параллели не только в западноевропейском романсе, но и у русских композиторов, чутко воплотивших в своей лирике те же образы «мимолетного виденья», «исчезнувшей мечты».

«Видение» — грациозная песня-вальс, повествующая о кратких мгновениях незабываемой встречи. Ее капризная, прихотливая ритмика создает впечатление устремленности; мелодия звучит легко и воздушно. Многое сближает этот изящный романс с «Вальсами-каприсами» Грига, возникшими на два года позже.

Эпилогом цикла служит заключительная песня «Моя цель», наиболее монументальная по своим масштабам, наиболее насыщенная и полнозвучная по изложению. Гимнический склад музыки, торжественный и приподнятый характер текста заметно выделяют ее среди других, более камерных песен сборника.

Впоследствии «Моя цель» подверглась оркестровой переработке и была включена Григом в маленький цикл «Две мелодии для струнного оркестра» (ор. 53, 1891).

Развивая традицию «ибсеновских песен», Григ придает в цикле ор. 33 особое выразительное значение гармонии.

Здесь снова сказывается стремление композитора найти «гармоническое зерно» музыкального образа — характерную лейтгармонию, определяющую эмоциональный тонус песни. Такова, например, выразительная роль септаккорда второй ступени в первой песне — «Юноша» (см. нотный пример 99). В песне «Израненный» острое чувство скорби с большой экспрессией передано выразительным задержанием:

Нотный пример 101

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.