Эдвард Григ / Глава седьмая: «Норвежские танцы» и «Хольберг-сюита»

В Бергене, родном городе писателя, «хольберговские торжества» превратились в крупное событие общественной жизни. 3 декабря, в день юбилея, на торговой площади состоялось открытие памятника Хольбергу, созданного норвежским скульптором Бёрьесоном. На этом торжестве под управлением самого композитора исполнялась хоровая кантата Грига «Памяти Хольберга» *. А через несколько дней, 7 декабря, в юбилейном концерте была впервые исполнена автором в фортепианном варианте сюита «Из времен Хольберга». В этом же концерте вторично исполнялась кантата Грига.

Берген. Памятник Хольбергу

Любопытна история создания «Хольберг-сюиты». Известно, что Григ сначала написал фортепианный, а затем уже оркестровый вариант этого сочинения. Работа над фортепианной сюитой была закончена 26 августа 1884 года, а в феврале следующего года Григ сообщил Ю. Рёнтгену о том, что заканчивает инструментовку сюиты 4. Первое исполнение оркестрового варианта состоялось 12 марта 1885 года под управлением автора.

И в то же время, в письмах к М. Абрахаму и Г. Маттисон-Хансену, композитор настойчиво утверждал, что сюита с самого начала была задумана им как произведение оркестровое. Возможно, что Григ просто не успел сделать в короткий срок (к юбилейному концерту) оркестровую партитуру с той тщательностью отделки, какой требовало это сочинение, и ограничился на первых порах фортепианным эскизом. Об оркестровом (точнее — о струнно-смычковом) звучании в фортепианной сюите свидетельствует прежде всего самый характер музыки. Едва ли Григ, сочиняя свою певучую «Арию», прямо родившуюся под впечатлением старинных скрипичных «арий» XVIII века, мог представлять ее себе как фортепианную пьесу! Специфика оркестровых тембров живо ощущается и в быстрых, подвижных частях сюиты. Таким образом, несмотря на мастерски сделанный фортепианный вариант, оригиналом произведения следует все же признать оркестровую партитуру.

__________________________________________________________

*           Эта кантата, сочиненная Григом для мужского хора а cappella, на слова Нурдаля Рольфсена, осталась неизданной, как и многие другие «официально-торжественные» хоровые сочинения композитора.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.