Эдвард Григ / Глава седьмая: «Норвежские танцы» и «Хольберг-сюита»

Празднично-торжественная «Прелюдия» определяет характер цикла. Кипучая энергия ритма роднит ее с быстрыми прелюдиями и токкатами Баха. Стремительно восходящие фигурации оркестра, отчетливые «шаги» поддерживающих басов и, наконец, певучие реплики скрипок, вступающих в девятом такте с выразительными секвенциями, передают вечное, безостановочное «биение жизни».

Уже с самого начала в «Прелюдии» устанавливается основной принцип оркестрового письма «Хольберговской сюиты» — принцип свободного концертирования. Композитор тонко, дифференцированно трактует струнный состав, сопоставляя сольные эпизоды (в которых выступает обычно не один инструмент, а группа инструментов — concertino) с полнозвучным tutti оркестра. Такой принцип старинного концертирования последовательно выдержан на протяжении всей сюиты. С большим мастерством и также в полном соответствии со стилем баховской оркестровки пользуется Григ приемом divisi * или приемом «передачи» от одной группы инструментов к другой в быстрых пассажах.

Контраст прозрачных «концертирующих» эпизодов и мощного tutti в «Прелюдии» играет особую роль, подчеркивая динамику ритма, расцвечивая музыку чистыми, сверкающими красками.

Интересен и фортепианный вариант «Прелюдии». Здесь Григ отступает от оркестровой фактуры и дает чисто фортепианное изложение с характерным токкатным принципом пассажей (чередование правой и левой рук).

Следующая часть сюиты — «Сарабанда» — наиболее «норвежский» по своему характеру эпизод цикла. Своеобразие григовской гармонии придает особое очарование степенному, чинному и вместе с тем лирически-задушевному старинному танцу. Стиль Грига отчетливо вырисовывается в среднем h-moll’ном эпизоде «Сарабанды» в перекликающихся певучих фразах первых скрипок и альтов:

Нотный пример 107

_________________________________________________________

*           Так, например, в среднем разработочном эпизоде «Прелюдии» встречается редкий случай разделения первых скрипок на три группы (divisi a tre).

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.