Эдвард Григ / Глава седьмая: Сонаты Грига

Это сходство с фортепианным концертом, конечно, не было только случайностью. Чрезвычайно интересен весь тематизм сонаты, показывающий, что в творчестве Грига она явилась своеобразной «реминисценцией». Присущее композитору богатство мелодического изобретения не помешало ему воспользоваться в сонате «старым материалом»: здесь и суровая тема «Траурного марша памяти Нурдрока», перевоплотившаяся в энергичную главную тему сонатного аллегро *; здесь и непосредственное напоминание о «Торжественном марше» из «Сигурда Юрсальфара» — в медленной части, и бодрые плясовые ритмы фортепианного концерта — в финале сонаты, а в коде первой части есть и прямое цитирование вступительной темы этого же концерта, с характерной норвежской интонацией «терцового хода».

Все это невольно наводит на мысль, что в основу произведения положен скрытый программный замысел: воспоминание о минувшем, о больших событиях, тревогах и радостях прошлых дней. Такое предположение тем более вероятно, что Григ посвятил сонату верному другу юности — брату Йону.

Наиболее самостоятельна по материалу первая часть, основанная на волевой «теме утверждения» (новое воплощение суровой героической темы «Траурного марша»**). Многое в ней уже предвещает музыку трагической с-moll’ной сонаты. Энергичный и властный характер темы, правда, обнаруживает себя не сразу. При первом проведении ее у виолончели она звучит как взволнованное лирическое высказывание и лишь в дальнейшем развитии, в мощном проведении у фортепиано, раскрывается ее подлинное значение сурового, даже фатального образа. Облик темы определяется характерностью ее поступательного, хореического ритма, настойчивым акцентированием сильной доли. Мелодия, постоянно возвращающаяся в своем развитии к одному исходному звуку, постепенно приобретает все больший размах, силу и эмоциональную напряженность:

__________________________________________________________

*           Тематическое родство сонаты с «Траурным маршем» впервые отмечено исследователем творчества Грига С. Юрданом 7.

** См. нотный пример 35.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.