Эдвард Григ / Глава седьмая: Сонаты Грига

ГРИГ

С портрета А. Юханнессена (1887)

 

Классическое совершенство формы, лаконизм изложения, отсутствие «длиннот» и побочного отвлекающего материала позволяют видеть в третьей сонате вершину камерной ансамблевой музыки Грига.

Здесь как бы слились воедино лучшие качества его предыдущих сочинений: цельность драматургического замысла, достигнутая еще в квартете, романтическая красочность изложения, присущая виолончельной сонате, сила драматической экспрессии фортепианной баллады.

Среди камерных циклов Грига именно эта, третья соната больше всего приближается к драматическим концепциям классиков. Не только Шуберт, но и Бетховен с его мощной и патетической «Крейцеровой сонатой» оказал здесь несомненное влияние на Грига. В. Ниман в своем анализе григовской сонаты определил ее как «трагическую» 8.

В общей композиции сонаты отчетливо выдержан излюбленный григовский принцип контрастной трех-частности: крайние части противопоставлены центральному лирическому образу — пленительному и светлому «Романсу». Антитезой «мрака и света» продиктовано и тональное соотношение частей цикла: c-moll, E-dur, c-moll. Финал, вопреки установившейся григовской традиции, не носит открытого жанровофольклорного характера; его эмоциональная сфера — энергия, суровая устремленность; своим беспокойнострастным характером он сразу напоминает о первой части, являясь своеобразной «динамической репризой» монументальной трехчастной композиции. Создавая в финале не жанровую картину, а обобщеннопсихологический образ, Григ придает произведению ярко выраженный драматический характер.

С-moll’ную сонату Грига можно назвать его «аппассионатой». Высокий героико-трагический пафос этого произведения определяется в первой теме — волевой, порывистой и страстной. В первом же такте Allegro molto ed appassionato она утверждает себя решительно и смело, не подготовленная вступлением, начинаясь одновременно в партии скрипки и фортепиано:

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.