ЛИТЕРАТУРНАЯ СУДЬБА А. А. ФЕТА

И не случайно одна из лучших работ о. Фете послед­них лет носит название «Мир как красота». Ее автору, Д. Д. Благому, удалось увидеть фетовское творчество в его целостности, уловить логику объединения многих его, казалось бы, противоречивых свойств. Фет заставляет по-новому задуматься о народности поэзии, о ее роли в жизни человека. Иным представляется теперь место Фета и в истории русской литературы. «…В наши дни,— пишет Благой,— в силу природы нашего социалистического об­щества, историческое единство противоположностей  Некра­совФет обретает гармонический характер. Они уже не противостоят друг другу, а один другого восполняют.

Некрасов — величайший в нашей поэзии XIX в. носитель гражданской — революционной — мысли и слова. Лирика Фета… не только доставляет огромное эстетическое на­слаждение. На лучших образцах ее можно, как подчер­кивали и сам Некрасов, и Чернышевский, и Лев Толстой, и Страхов, учиться «чувству поэзии», восприятию и по­стижению прекрасного» 148.

Пусть и сейчас Фет воспринимается по-разному: как поэт «напряженный, динамичный», «дерзкий» или как мягкий, тонкий лирик, особенности художественной систе­мы которого определяются «природностью, естествен­ностью»,— главное не в этом. Его читают. Тот самый читатель, от которого всю жизнь пренебрежительно от­махивался Фет, снова и снова обращается к его произ­ведениям, очарованный их неувядающей красотой.

148             Благой Д. Д. Мир как красота,— В кн.: Фет А. А. Вечерние огни. М., 1971, с. 635.

Г. Г. ЕЛИЗАВЕТИНА

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.