Эдвард Григ / Глава седьмая: Сонаты Грига

Появление второй, распевно-лирической темы (в тональностях As-dur и C-dur) напоминает о поэтических раздумьях начального аллегро *. Но здесь этот момент еще более эпизодичен, ибо в едином, непрерывном потоке движения финал утверждает главное: господство волевого, героического начала. Стремительно вторгаясь в заключительной части коды, главная тема финала завершает сонату бурным prestissimo.

Особая роль в сонатном цикле отведена медленной части — «Романсу». Это — лирический центр сонаты, резко противопоставленный крайним частям; не случайно выбран здесь и светлый E-dur — тональность григовского «Утра», антитеза к сумрачному c-moll. Такая «поляризация» душевных состояний — тревоги и покоя, мечты и действенности — в сонате Грига, несомненно, обусловлена общим замыслом композиции: на фоне бурных, тревожных событий «инструментальной драмы» музыка «Романса» как нельзя более впечатляет своей безмятежностью. Даже и в григовской лирике, столь богатой именно в сфере мечтательных созерцаний, она выделяется какой-то особой хрупкостью, нежностью, чистотой.

Очаровательная тема «Романса» отличается редкой протяженностью, широтой дыхания; ее спокойное течение кажется бесконечным, и слух неустанно любуется здесь каждой малейшей гармонической деталью, каждым оборотом мелодии. Утонченность гармонизации (характерна «обратная» последовательность: тоника, доминанта, субдоминанта и тоника) заметно отличает ее от ранних, юношеских пасторальных тем Грига; отдельные интонации темы напоминают «Колыбельную Сольвейг»:

______________________________________________________

*           Форма финала вновь привлекает внимание к григовскому методу вариантных преобразований. Композитор применяет своеобразную форму (схематически обозначаемую как А А1 В A A1 В), в которой отсутствие разработки компенсируется широким вариантным развитием главной темы (минор и мажор). Эту же форму (ранее широко примененную Шуманом и, видимо, усвоенную Григом из шумановских циклов) можно трактовать и как рондо-сонату: в этом случае мажорный вариант главной темы (A1) следует считать побочной партией, а новую тему (В) — эпизодом, тема которого отражена в коде.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.