Эдвард Григ / Глава седьмая: Сонаты Грига

Правда, ему не пришлось испытывать той мучительной борьбы «не на жизнь, а на смерть», которая выпала в свое время на долю Ибсена. Его творческая жизнь протекала внешне гораздо более «благополучно» и гладко: иными были и материальные условия существования, и самый характер деятельности. Но несомненно, что общие исторические условия объединили двух крупнейших художников Норвегии в их борьбе за национальную культуру. Нельзя не напомнить краткую и меткую характеристику Г. В. Плеханова, в которой глубоко вскрыта вся сущность внутренней трагедии Ибсена, именно как норвежского художника: «Для его искренней и цельной натуры, — писал Плеханов, — вечное блуждание в лабиринте неразрешимых вопросов должно было стать источником невыносимых страданий. Этим своим несчастием он был обязан неразвитости норвежской общественной жизни. Неприглядная мелкобуржуазная действительность показала ему, чего надо чуждаться, но не могла показать, куда следует идти» 10.

Свой трудный путь прошел в искусстве и Григ. Ибсеновская тема трагического одиночества (одна из центральных тем в творчестве норвежских писателей, не исключая и Бьернсона) оказалась ему близкой в силу тех внутренних противоречий, которые он должен был испытывать как художник и деятель своего времени. Она глубоко затронула его в период полной творческой зрелости, когда окончательно сложилось его мировоззрение, когда трудный путь формирования остался уже далеко позади.

Десятилетие после «Пера Гюнта» было для Грига не только периодом творческого подъема, но и временем мучительных исканий, большой внутренней неудовлетворенности. И никогда еще его творчество не достигало такой психологической силы и глубины, как в эти годы — наиболее напряженные, наиболее драматичные и в его жизни, и в творчестве.

Позднее наступила пора большей душевной уравновешенности. Композитор окончательно осознал, что его путь — это путь народного художника, независимо от форм и масштабов, в которых он творит. Дальнейшее углубление в народную музыку, в мир народной жизни становится для него главной творческой целью.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.