Эдвард Григ / Глава восьмая: Концертная деятельность

Все же и эти крайне ограниченные данные позволяют установить наиболее характерные черты исполнительской манеры норвежского мастера. Главная, основная особенность его пианистического стиля, отмеченная решительно всеми современниками, — это лирическая свобода, непринужденность высказывания, присущая, вероятнее всего, романтическому (но не листовскому, а скорее шумановскому) стилю фортепианной игры. Здесь, как и в творчестве, прежде всего ощущалась его индивидуальность поэта-лирика, чуткого в передаче душевных переживаний. Думается, что мастерство Грига-пианиста вполне соответствовало той меткой характеристике, которую Чайковский дал его композиторскому таланту. Особые качества общительности, отзывчивости — потребность «излить наплыв своих ощущений и настроений» — всегда ощущались в тонкой, прочувствованной игре Грига. Если употребить выражение А. Рубинштейна, Григ, как и все крупные артисты, обладал даром «второго творения»: в его интерпретации созданные им пьесы как бы рождались заново, обретали новые черты. Неподражаемой была, по отзывам современников, выразительная фразировка и педализация Грига; вполне оригинальными казались и те тончайшие нюансы, какими он обогащал свои фортепианные миниатюры. Красота звука, напевность в лирических моментах, точность и заостренность ритма в эпизодах скерцозного, легкого, подвижного характера — типичные качества игры Грига. Особенно привлекательным было его легкое, воздушное piano, в котором современники видели «что-то нематериальное». Некоторое представление об этой хрупкой, воздушной звучности, изящной и тонкой нюансировке дает сохранившаяся запись «лирической пьесы» Грига ор. 43 — «Бабочка».

Игра Грига не поражала ни блистательной виртуозностью, ни силой звука. Он с трудом выдерживал большие сольные концерты, редко играл крупные вещи. Просматривая его концертные программы, убеждаешься, что композитор предпочитал камерные концерты смешанного типа, в которых он наряду с небольшими фортепианными пьесами исполнял и камерные ансамбли — преимущественно с самыми крупными, выдающимися исполнителями (скрипачи Адольф Бродский, Йожеф Иоахим, виолончелисты Фридрих Грюцмахер, Пабло Казальс). Среди фортепианных вещей Григ отдавал предпочтение сюите ор. 19 («Из народной жизни») и второй и третьей тетрадям «Лирических пьес» («Колыбельная», «Бабочка», «Весной»). Именно в этих миниатюрах он мог продемонстрировать лучшие качества своей обаятельной, «деликатной» манеры игры.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.