Эдвард Григ / Глава восьмая: Фольклорные и оркестровые обработки

Цикл ор. 66 — единственный «фольклорный» сборник Грига, где внимание композитора сосредоточено преимущественно на песнях, при этом — песнях лирического характера. Преобладают медленные темпы, минорные тональности. Всюду господствует лирико-элегическая сфера чувств, настроение мечтательного раздумья. Таковы нежные по краскам, «пленерные» горные пейзажи на темы «локков» с их мягким, северным темброво-гармоническим колоритом; таковы ласковые, но и сдержанные, спокойные колыбельные песни; таковы элегические любовные песни-думы или старинные баллады. Подвижные танцевальные мелодии встречаются лишь в виде исключения, чаще всего в качестве контраста к основной лирической теме. Собственно танцевальных песен очень немного, всего три (№№ 10, 13 и 16); остальные же в спокойном неторопливом движении раскрывают перед нами проникновенные настроения «народных элегий».

В сборник Грига вошло всего девятнадцать напевов. Среди них первое место занимают песни, особенно привлекавшие композитора непосредственностью и чистотой: колыбельные. В пяти колыбельных строго выдержан народный склад. Григ подчеркивает некоторую скованность, неподвижность, своеобразную суровую нежность напева, словно напоминая, что эти песни поются в убогих хижинах, в стране зимних вьюг и метелей. Характерен и сумеречный колорит григовских колыбельных, с преобладающей минорной окраской (g-moll и d-moll); черты старинных эпических сказов, причетов, таинственных «завораживающих» попевок — свидетельство «извечности» этого жанра (суровый, эпический оттенок Григ вносит и в колыбельную песню из ор. 60 «Мать поет», также отмеченную подлинной народностью) *.

Иногда Григ, словно стремясь «скрасить», оживить мерный баюкающий напев, вводит в колыбельную песню оживленный, танцевальный эпизод (№ 17). Такое сочетание, конечно, не случайно: ведь колыбельные напевы нередко включают и моменты танцевальности, веселой детской игры. Типична в этом отношении колыбельная, записанная Григом от Йендины (№ 19). Она распевала ее со следующими словами:

________________________________________________________

*           Эти типические попевки «завораживания», заклинания, зова сближают старинные колыбельные песни с другим жанром — «локками». Думается, что композитор усматривал в пастушеских песнях те же черты первозданности, чистоты, близости к природе. В одной из пьес (№ 6) Григ непосредственно сопоставляет оба жанра: «локк» переходит в колыбельную.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.