Эдвард Григ / Глава восьмая: Фольклорные и оркестровые обработки

«Лирических пьес» ор. 54 № 5 — «Колокольный звон»). Особые приемы утонченной звукописи позволяют отнести ее к самым «импрессионистским» пьесам позднего Грига: прозрачная фортепианная фактура, широкое расположение аккордов, эффекты педали, застывшие «многослойные» органные пункты, мерцающие тремоло приобретают особый выразительный смысл. Здесь и спокойствие дремлющей природы, и бездонная глубина горных озер, и трепетные звуки дальних звонов, постепенно истаивающих в тишине:

Нотный пример 121

Характерен выбор лирических песен — иногда элегически-сумрачных, печальных (№ 2 — «Конечно, я глупец большой», № 5 — «То было в юности моей»), иногда светло-торжественных (№ 18 — «Иду я в глубоком раздумье»). Лирическое чувство композитора здесь как бы растворяется в народной мелодии: «элегиями в народном складе» можно назвать эти песенные миниатюры, в которых Григ проникает в самую глубину народного сознания, народной души.

Среди песен этого жанра особое место занимает более монументальная по масштабам песня-размышление «Иду я в глубоком раздумье» (№ 18). Асафьев определяет ее как «размышление странника». Действительно, на фоне других лирико-элегических песен цикла она выделяется своим объективным, созерцательным гимническим тоном: это уже не интуитивное, непосредственное ощущение природы, а философское восприятие окружающего мира (в какой-то мере родственное настроению романса Чайковского «Благословляю вас, леса»).

Старинная мелодия песни разработана в духе хорала с вариациями; постепенное сгущение, усложнение фактуры приводит в последней вариации к пышной, насыщенной органной звучности, напоминающей хоральные прелюдии Баха. Оттенок хоральности подчеркивается примечанием композитора: Adagio religioso. Возможно, что основой здесь послужил один из тех старинных протестантских хоралов, которые издавна получили распространение в норвежском крестьянском быту (отсюда — прямой путь к последнему циклу хоральных обработок Грига ор. 74, созданных им в 1906 году).

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.