Эдвард Григ / Глава девятая: Поздние сочинения

По сравнению с интимно-лирическим камерным сборником ор. 43 пьесы пятой тетради отличаются большей сочностью, насыщенностью звучания. Нежные акварельные тона «весенней сюиты, уступают место контрастным краскам, картинно-изобразительные элементы заметно выдвигаются на первый план *.

История создания партитуры «Лирической сюиты» полностью выясняется лишь на основании подлинных материалов, находящихся в Бергенском архиве Грига.

Вскоре после создания пятой тетради «Лирических пьес» известный дирижер-вагнерианец Антон Зейдль сделал оркестровое переложение трех пьес Грига: «Гангар». «Ноктюрн» и «Шествие троллей», и затем исполнил сюиту в Нью-Йорке.

Грига не удовлетворила оркестровка Зейдля, которую он считал слишком перегруженной, по-вагнеровски «роскошной». В 1904 году он существенно переделал партитуру (экземпляр с поправками Грига хранится в Бергенской публичной библиотеке), а также включил в сюиту еще один номер — лирическую пьесу «Мальчик-пастух» (в собственной оркестровке). В таком виде четырехчастный цикл был опубликован под названием «Лирическая сюита».

Бергенский архив композитора содержит, кроме того, еще одно очень ценное добавление: рукописную копию оркестровой партитуры пьесы «Колокольный звон». Инструментовка этой пьесы, по мнению норвежского исследователя С. Юрдана, принадлежит самому Григу, который по неизвестным причинам не включил ее в «Лирическую сюиту». Лишь в 1953 году на одном из григовских фестивалей замечательная оркестровая миниатюра прозвучала в концерте в исполнении бергенского оркестра «Гармония» 5.

Каждая из шести пьес «Лирической сюиты» вносит новое в григовскую «поэзию севера» (в этом цикле, по верному определению Асафьева, «прелесть разнообразия тематики равняется прелести решения каждого замысла» 6). Григ располагает их в порядке контраста: задумчивая элегия «Мальчик-пастух» сменяется бодрым солнечным маршем, таинственная фантастика «Шествия троллей» — поэзией летней ночи, причудливое скерцо — радостным перезвоном «Колоколов». Объединяющим моментом служит тональный план: в цикле преобладает светлая тональность C-dur, подобно тому как свежий «весенний» Fis-dur объединял лирико-пейзажные пьесы третьей тетради.

_________________________________________________________

*           Любопытно, что пьесы пятой тетради завоевали широкую популярность не столько в оригинале, сколько в оркестровом переложении. Живописно-колористические задачи здесь явно подсказывали композитору мысль об оркестровке этого цикла.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.