Эдвард Григ / Глава девятая: Поздние сочинения

Первая пьеса («Мальчик-пастух») переносит нас в горы Норвегии. Свободно и широко развертывается импровизационный свирельный напев. Своеобразие ладового строя (народно-норвежский хроматизированный минорный лад с повышенной четвертой ступенью) придает этой мелодии особую остроту и напряженность лирической экспрессии. Богато орнаментированная, насыщенная «тристановскими» хроматизмами, она приобретает оттенок томления: в ней слышатся типично григовские интонации скорби, медлительного угасания. Это меланхолическая картина северной природы, мечтательная элегия-пастораль.

А за нею — здоровая, терпкая музыка крестьянского танца-шествия — «Гангара» *, с его упругой синкопированной ритмикой, колоритными гармоническими жесткостями (звонкие септимы на сильных долях такта) и ясной диатоникой, которая здесь как бы противостоит изысканной хроматике предшествующей пьесы. Полнокровное, сочное, глубоко реалистическое воплощение народной тематики в «Гангаре» уже предвещает появление жизнеутверждающего цикла «Крестьянских танцев» — «Слоттов». Как и в других своих народных танцах, композитор, рисуя картину приближающегося шествия, применяет здесь вариационную форму с последовательным динамическим нарастанием (вспоминается пьеса из ор. 19 — «Свадебное шествие проходит»).

Таинственное «Шествие троллей» продолжает традицию фантастических сцен «Пера Гюнта». Однако Григ вкладывает в эту миниатюру оттенок тонкого, лукавого юмора, которого нет и не может быть в характеристике мрачного подземного царства ибсеновского «горного короля». Здесь маленькие тролли — забавные уродцы — уже не напоминают злобных «духов тьмы». В таинственное волшебное царство проникает луч света: простой народный напев мажорного трио, журчащие пассажи, подобные струйкам ручейка, говорят об окружающей сказочных героев природе — вполне реальной, чарующе-светлой и прекрасной.

В спокойном мажорном «Ноктюрне» восторженное созерцание красоты неотразимо чарует, завораживает слух. Приходят на память медленные части григовских сонатных циклов: Andante из фортепианной сонаты (в той же тональности C-dur), Adagio фортепианного концерта. Классически-стройный по форме, «Ноктюрн» Грига поражает гармоническим соответствием всех элементов музыкальной речи. Не знаешь, что более впечатляет: выразительность ли плавно парящей мелодии или волшебное очарование медлительно нисходящих гармоний; ритмическая свобода дыхания или живописность фортепианной фактуры, с ее мерцающими переливами звонко-серебристых тремоло и трелей, таинственными отзвуками лесных шорохов и перекличкой птичьих голосов. Все здесь подчинено задаче создания неподвижного, как бы застывшего образа. Статика прекрасных созвучий господствует в импрессионистически-тонком лунном пейзаже: ночь светла и спокойна.

___________________________________________________________

*           Более известное название этой пьесы (в переводе с немецкого издания) — «Норвежский крестьянский марш».

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.