Эдвард Григ / Глава девятая: Поздние сочинения

Две последние пьесы цикла — «Скерцо» и «Колокольный звон» не принадлежат к числу популярных произведений Грига. А между тем они настолько тесно связаны с художественным замыслом цикла, что остается пожалеть об их отсутствии в общеизвестном оркестровом варианте «Лирической сюиты». Не имеющее программного обозначения «Скерцо», в сущности, примыкает к сфере сказочной фантастики: это картина волшебного, таинственного полета. Мы снова будто попадаем в царство троллей и эльфов. Причудливость образов находит отражение и в несколько необычной для Грига двухголосной фактуре; основная мелодия в левой руке выделяется на фоне стремительных триольных пассажей в правой; сочетание этих двух линий образует прозрачную, ажурную ткань. Внезапные контрасты тончайшего pianissimo и яростного forte (feroce) подчеркивают фантастичность картины.

Новые тенденции импрессионистской звукописи отчетливо обозначились в финальной пьесе цикла — «Колокольный звон», одной из самых оригинальных у Грига (композитор особенно любил это произведение, навеянное, по его словам, впечатлением утреннего перезвона бергенских колоколов). Не разрушая функциональной основы гармонии, Григ в то же время выдвигает на первый план ее чисто звуковую, красочную выразительность. Нарушается и обычная структура аккордов: пьеса построена на сочетаниях и наслоениях квинтовых созвучий, имеющих различные функции (наслоение субдоминанты на тонику, доминанты на субдоминанту). Красочные переливы квинтовых созвучий, при соответствующих приемах педализации, создают живописный эффект дальнего звона, раздающегося в горной долине:

Нотный пример 129

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.