Эдвард Григ / Глава девятая: Поздние сочинения

Заслуженную популярность приобрела блестящая концертная пьеса «Свадебный день в Трольхаугене» — чудесная зарисовка из «летнего альбома» Грига. Ее первоначальное название («Пришли с поздравлением» — «Gratulantene kommer») указывает на происхождение этой музыкальной картины: создание пьесы связано с юбилейной датой «свадебного дня» самого композитора (11 июня), которая обычно торжественно отмечалась в Трольхаугене при участии соседних жителей крестьян. Пьеса написана летом 1896 года и посвящена супруге композитора Нине Григ.

Народная в своей основе, тема крестьянского марша примечательна строгой симметрией гармонических соотношений (тоника — доминанта и субдоминанта — тоника); упругая, четко ритмованная поступь марша выразительно «подкрепляется» сочными квинтами басов. Создавая стройную трехчастную композицию, Григ противопоставляет народно-жанровой сцене интимно-лирический образ: в очаровательной наивной песенной мелодии трио слышится искреннее признание любви. С подлинным блеском использованы в «Свадебном дне» различные приемы фортепианной техники.

Отчетливое martellato в среднем эпизоде первой части, арфообразные пассажи в левой руке, звонкие «флейтовые» наигрыши в высоком регистре насыщают пьесу сочными красками. В то же время композитор и здесь не выходит за пределы камерного стиля: технические приемы эффектны, но несложны. Прелестная праздничная картинка сохраняет отпечаток традиционности, «чинности»: она намеренно выдержана в несколько академическом стиле и в этом смысле продолжает отчасти линию мендельсоновских торжественных маршей.

Совсем иначе написан буйный, ликующий «Халлинг» из последней тетради «Лирических пьес» (ор. 71, 1901). Простой наигрыш народного танца варьируется прихотливо, разнообразно. В самой теме танца, строго диатоничной, Григ подчеркивает крепкую, устойчивую тональную основу: она развертывается на сплошном органном пункте тоники. В дальнейшем ее развитии резкие звуковые контрасты — переброска аккордов из нижнего в верхний регистр, упорное «втаптывание» одного остро тяготеющего звука (des) — дают почувствовать динамику постепенно разгорающейся пляски. Мелодические линии очерчены резко и смело, крупным штрихом. С поразительным чувством пластического изображения Григ подчеркивает в танце моменты активного нарастания и спада. В динамической репризе, подготовленной блестящим пассажем glissando, рисуется наиболее виртуозный, действенный момент танца:

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.