Эдвард Григ / Глава девятая: Цикл «Девушка с гор»

Григ с особым вниманием и тщательностью изучал текст поэмы. По первоначальному замыслу вокальный цикл должен был стать значительно более обширным, чем это получилось в окончательном варианте; в архиве Грига сохранились эскизы пяти песен, не вошедших в состав цикла («Пролог», «Воробей», «Грезы девушки», «Мать», «Осенью»). В окончательной редакции Григ остановился на восьми стихотворениях Гарборга.

«Девушка с гор» — единственный вокальный цикл Грига с последовательным драматургическим развертыванием сюжета — повесть о первой девической любви, первом расцвете юного чувства.

В восьми песнях прослеживается весь путь развития душевной драмы героини: сначала пролог («Обольщение»), рисующий пробуждение юной души, затем портрет самой героини в песне «Veslemoу» («Маленькая девушка») и далее — лесной пейзаж, на фоне которого развертывается деревенская идиллия («Среди черники»). Следующая, четвертая песня вносит перелом в мирное течение событий: девушка встречает любимого. Лирическая кульминация дана в пятой песне («Любовь»), полной восторженного упоения; за нею следует маленькое интермеццо «Танец козлят», выполняющее в цикле роль скерцо. Седьмая песня («Злой день») — печальная развязка драмы, песня о погибшей любви. Элегическое послесловие «У ручья» выражает романтическую идею успокоения в природе *.

Идея гарборговской поэмы — нераздельность природы и человеческой жизни — нашла у Грига подлинно реалистическое воплощение. Правдиво рисует он простую драму юной души. Образ самой героини, расцвет ее чистого, девического чувства и первая скорбь пережитой измены показаны с обаятельной скромностью и сдержанностью, присущими народной поэзии.

Обе линии — пейзаж и человеческая драма — даны в тесном сплетении; с душевной жизнью нераздельно слита жизнь лесов и гор. В чудесных картинах природы отчетливо вырисовывается облик юной девушки — «норвежской Снегурочки», пробуждающейся к любви.

_______________________________________________________

*          Единство вокальной поэмы подкрепляется тональным развитием: все восемь песен (в тональностях f, е, F, F, С, G, f, А) подчинены главной тональной сфере (F-dur — f-moll). Завершающая А-dur’ная песня не нарушает цельности: это послесловие, эпилог, как бы противопоставленный развитию человеческой драмы.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.