Эдвард Григ / Глава девятая: Цикл «Девушка с гор»

Центральные песни цикла («Свидание», «Любовь») обнаруживают иные стилистические черты. Музыкальная ткань насыщается томными скользящими хроматизмами, музыка приобретает патетический оттенок: в простодушных признаниях зазвучал голос любви. С большой проникновенностью показано в этих песнях развитие лирического образа героини. Спокойный тон повествования нарушается, музыка становится более драматичной. В восторженном монологе девушки («Любовь») сквозит предчувствие сердечных бурь.

Быть может, именно потому так впечатляет задорное пасторальное скерцо («Танец козлят»), неожиданно вторгающееся в цепь лирического повествования. Мысль возвращается к окружающему: вольным горным просторам, солнцу и свету. Тонким изяществом, ласковым, шаловливым юмором эта идиллическая картинка отчасти напоминает детские песни Грига: все здесь предельно просто, но и отшлифовано, закончено до мельчайших деталей. Острота лидийского лада и плясовой ритмики, резкая акцентность «скачущих» триольных фигурок подчеркивают гротескный — а может быть, немножко и фантастический — характер сценки. В области картинно-пейзажной музыки Грига эта миниатюра — подлинная жемчужина.

В следующей песне «Злосчастный день» вновь подхвачена нить прерванного рассказа. Песня о покинутой девушке — «плененной птице» — полна глубокой печали. В ее скорбных интонациях как бы отражены воспоминания о минувшем счастье: мелодия имеет несомненные черты сходства с темой песни «Встреча», которая здесь по-новому преломляется в сумрачно-скорбной минорной окраске:

Нотный пример 149

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.