Эдвард Григ / Глава десятая: Критическая деятельность Грига

ГРИГ (1906)

Критические статьи Грига не носят специального, аналитического характера: написанные легко и живо, нередко в форме фельетонов или свободных литературно-критических этюдов, они предназначены для широкого круга любителей музыки (в этом отношении Григ близко напоминает другого современного ему композитора-критика — П. И. Чайковского). Своими эстетическими суждениями композитор стремился воспитывать музыкальный вкус публики, пропагандировать лучшее в классическом и современном искусстве. Чувствуется, что на первом плане стояли здесь чисто просветительские задачи, особенно важные для Грига, как музыкального деятеля.

Критическая деятельность Грига началась в семидесятые годы. Первые его значительные статьи были посвящены одной из важнейших проблем современного ему искусства — оперной реформе Вагнера. В 1876 году, посетив вагнеровский фестиваль в Байрейте, Григ изложил свои впечатления от «Кольца Нибелунга» в серии статей в норвежской газете «Веrgensposten». В них он касается не только собственно вагнеровских произведений, но и более широко высказывает свои взгляды на общие принципиальные вопросы оперной драматургии и оперной эстетики.

В оценке основных положений оперной реформы Вагнера проявилась самостоятельность, независимость Грига-критика. Восторженное преклонение перед гением Вагнера (тетралогию «Кольцо Нибелунга» Григ называет «творением гиганта, с которым в истории искусства может сравниться разве только Микеланджело») не помешало норвежскому композитору отрицательно отнестись к некоторым существенным принципам вагнеровской реформы. Восхищаясь симфонической стороной опер Вагнера, Григ видел в них и серьезный недостаток, нарушающий лучшие традиции оперного жанра,— недостаток пения. Принцип полного подчинения вокальных партий оркестру, по мысли Грига, вступал в прямое противоречие с той самой идеей синтеза музыки и драмы, которую так настойчиво отстаивал великий немецкий композитор.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.