Эдвард Григ / Глава десятая: Критическая деятельность Грига

Но лучшие моцартовские традиции забыты, искажены. Одной из важнейших причин этого печального явления Григ считает неумеренное, слепое увлечение вагнерианством. «Ошеломленные и очарованные, мы забываем прежние идеалы и всецело отдаемся прелести одурманивающих красок. Вот что случилось с предшествующим поколением и вот почему новейшие композиторы с большим чем когда-либо наслаждением бросаются в это море красок. Там уже нет никаких идей, форм и линий, способных удержать их от падения, — они погружаются все глубже и глубже» ¹7. С большим негодованием Григ говорит об «односторонних вагнерианцах» — современных дирижерах, искажающих чудесные творения Моцарта, и считает своим долгом напомнить им, что «имя Моцарта значится на боевом щите самого Вагнера. Вера Вагнера в Моцарта ясно видна из его критических сочинений» ¹8.

Горячей полемикой с вагнерианцами наполнена также и более ранняя статья о Шумане (1894) 19. Сейчас нам трудно представить себе, чтобы такие композиторы, как Моцарт или Шуман, могли нуждаться в защите. И тем не менее это было именно так: уже в эпоху Грига увлечение декадентскими теориями ложного новаторства породило отрицательное отношение к величайшим явлениям музыкального искусства прошлого. Григ взял на себя благородную миссию защиты Шумана, объявленного устами эстетствующих вагнерианцев безнадежно «устаревшим». На страницах журнала Григ дает гневную отповедь поклоннику Вагнера — пианисту Й. Рубинштейну, дерзнувшему выступить с «возмутительно развязным фельетоном», где творчество Шумана «всеми возможными и невозможными средствами низведено до абсурда, приравнено к нулю. Лучшие качества этого великого мастера — его пылкая фантазия, его возвышенный лирический порыв — втоптаны в грязь…» А между тем, утверждает Григ, «влияние искусства Шумана на современную музыку не может быть переоценено. Наряду с Шопеном и Листом он царит во всей фортепианной литературе…» 20 Рассматривая далее творчество Шумана, норвежский композитор с любовью останавливается даже на тех произведениях, которые оценивались обычно как наиболее спорные — на его симфониях, опере, камерных ансамблях. Много тонких замечаний о симфониях Шумана, его квартетном стиле рассеяно в очерке Грига. Подмечены и некоторые черты, оказавшиеся близкими, родственными собственной художественной концепции автора. Так, например, говоря об «оркестрально-симфоническом стиле» шумановских квартетов, возникшем, по мнению Грига, на основе позднего Бетховена и Шуберта, композитор, несомненно, имеет в виду специфические особенности собственного квартетного письма, не понятого многими современниками. Высокую оценку Григ дает оратории Шумана «Рай и Пери», увертюре «Манфред»; многое отмечает и в музыке оперы «Геновева». В искусстве Шумана Грига привлекала, в первую очередь, поэтическая концепция, которой, по его справедливому замечанию, «подчинены все другие соображения, важные в техническом смысле».

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.