Эдвард Григ / Глава десятая: Последние годы

Нотный пример 153

С ритмической основой танцев связана тончайшая, узорчатая мелизматика. Искусством «расцвечивания» мелодии особенно гордятся норвежские скрипачи. В предисловии к сборнику Григ указывает: «Само собой разумеется, что на фортепиано пришлось отбросить многие из тех мелких украшений, основой которых является самый характер хардангерской скрипки и особенности ведения смычка» 55. И даже такой блестящий знаток скрипичного искусства, как Хальворсен, сетовал на то, что ему чрезвычайно трудно записать разнообразные трели, морденты, возникающие вследствие еле заметной, легкой вибрации руки. «А эти трели, в сочетании с ритмикой, и есть душа, украшение наших скрипичных танцев», — пишет Хальворсен Григу 56.

Однако внимательное сопоставление записей Хальворсена с обработками Грига показывает, что композитор не просто «отбрасывал» сложные украшения, а творчески переосмысливал их в фортепианном звучании. Виртуозную, тонкую мелизматику «слоттов» можно сравнить разве лишь с изысканной расцвеченностью старинного клавесинного стиля: морденты, трели, форшлаги самых различных видов, изящные фигурации, украшающие мелодию, — все это приводит на память старинные клавирные образцы купереновского стиля. В этом цветистом, по-своему изысканном стиле явно чувствуются те же затейливые, узорчатые орнаменты в стиле рококо, что и в народном изобразительном искусстве южной Норвегии, особенно Телемарка.

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.