Эдвард Григ / Глава десятая: Последние годы

После создания цикла ор. 72 Григ сочинял очень мало. Лишь временами, в те немногие светлые дни, когда он чувствовал себя относительно здоровым, он снова обращался к излюбленному им жанру фортепианных миниатюр. К 1905 году относится сочинение последнего фортепианного цикла «Настроения», в котором, как естественное продолжение народных сюит, появились две пьесы на народные темы.

Для выполнения больших и сложных задач не хватало сил. Есть, правда, сведения о том, что в последние годы жизни Григ был заинтересован идеей создания балета на тему из норвежской народной жизни. Балет предназначался для русской сцены, сочинение его было предложено Григу дирекцией императорских театров *. Но едва ли этот интерес был достаточно устойчивым: сам композитор слишком хорошо понимал неосуществимость этой работы.

ГРИГ (1907)

С огромным трудом, напрягая силы, Григ давал последние концерты. Ему хотелось самому «вынести на концертную эстраду» свое любимое детище — «Крестьянские танцы». 21 марта 1906 года он впервые исполнил их в открытом концерте в Кристиании. Но результат обманул все ожидания: пьесы были приняты холодно. Слишком резким, слишком «почвенным» и самобытным показался стиль «слоттов» столичной публике. «Что делать — они держатся за мой прежний юношеский стиль и не упускают случая восхвалять его за счет нынешнего», — с грустной иронией писал Григ 58.

_______________________________________________________

*           См. об этом заметку «Григ и балет», «Русская музыкальная газета», 1907, № 43, стр. 962—964.

Осенью 1902 года, по предложению директора императорских театров Теляковского, работавший в Петербурге швейцарский музыковед Алоиз Мозер написал письмо Григу, в котором просил композитора составить небольшой балет (два-три действия) из его произведений. Темой балета должны были послужить сцены норвежской народной жизни (письмо Мозера хранится в архиве Бергенской публичной библиотеки).

Известно, что Григ сочувственно отнесся к этому проекту, но не смог осуществить его. Мысль эта позже была подхвачена Б. В. Асафьевым, создавшим на материале музыки Грига балет «Ледяная дева» («Сольвейг»).

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.