Павел Филонов

Без названия (Три фигуры). 1912—1913

Бумага, акварель, карандаш. 3,8×7,3

Государственный Русский музей, С.-Петербург

С п р а в к а

Один из ранних акварельных набросков Филонова позволяет прочувствовать силу его как художника уже в начале 1910-х годов. Обратим внимание на реальные размеры этой композиции, чтобы оценить поразительный монументализм мышления и приемов, продемонстрированных Филоновым. Мастер явно использует здесь время и пространство как условные философские категории, чутье-же заставляет его выстраивать предельно логическую и конструктивную основу изображения. Этот миниатюрный композиционный экспромт способен существовать в виде огромной фрески в том же цветовом решении.
То же самое относится к содержанию сцены. Филонов как художник мог существовать только в кругу глобальных тем и образов, в его наследии мы будем напрасно искать сюжеты, частные темы или натурные фиксации действительности (за исключением редких портретов). В данном случае скорее всего использован мотив Апокалипсиса, обращенный в тему гибели Человека. Филонов использует монтажный временной принцип в ее раскрытии: статичная мужская фигура слева сначала динамично соскальзывает вниз и вправо, теряя почву под ногами, а затем превращается в обескровленный призрак, контур которого «сломан» под выразительным углом. Динамизм трактовки достигнут благодаря перекрестному действию диагоналей: соскальзывающих фигур и «всполохов» неба, устремленных в верхний правый угол композиции. Согласно воспоминаниям современников, Филонов однажды резко отозвался о русских иконах. Тем интереснее отметить в данном наброске переклички с древнерусским искусством: архитектурный фрагмент у Филонова восходит к традициям «палатного письма» XIV—XV веков, общая же трактовка фигур заставляет вспомнить апостолов в иконе «Преображение».

 

Ю. Маркин

 

<< Назад < Вернуться к оглавлению > Далее >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.