Павел Филонов

Портрет Е. Н. Глебовой, урожденной Филоновой. 1915

Холст, масло. 97,5×77,5

Государственный Русский музей, С.-Петербург

С п р а в к а

Портрет сестры художника, Е. Н. Глебовой (1888—1980), возник уже после сложения оригинального стиля Филонова-живописца. Существовали, по-видимому, чисто житейские причины, заставлявшие Филонова возвращаться к традиционной манере в передаче действительности. В том же году возник тщательно выписанный портрет А. Ф. Азибера с сыном, а в 1924 году Филонов исполнил акварелью портрет другой сестры, М. Н. Филоновой (ГРМ). Эти работы убеждают — без упорной учебы и усвоения азбуки профессионального ремесла невозможно рождение самобытного художника.
Первые шаги Филонова в искусстве оказались в этом смысле драматичными. В 1903 году он не был принят в Академию художеств в Петербурге из-за незнания анатомии. Частные уроки академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского помогли восполнить этот пробел, и все же Филонов еще не раз терпел неудачу с поступлением в Академию. Он был принят вольнослушателем лишь в 1908 году «исключительно за знание анатомии». В портрете Е. Н. Глебовой есть интересная деталь: изображение вышитых цветов на створке черной ширмы, слева от сидящей. Вспоминаются строки из «Автобиографии» Филонова: «С 5—6 до 11 лет был танцором и плясуном кордебалета московских театров… так же для заработка вышивал, как и сестры, полотенца и скатерти». В плоскостной композиции холста сама фигура женщины воспринимается символическим бутоном или цветком; не случайна и роль пышного белого воротника, веером развернутого опять же на темном фоне платья.

 

Ю. Маркин

 

<< Назад < Вернуться к оглавлению > Далее >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.