Павел Филонов

Победитель города. 1914—1915

Картон, акварель, чернила, тушь, перо, кисть, карандаш. 42,1×34,2

Государственный Русский музей, С.-Петербург

С п р а в к а

В своей немногословной «Автобиографии» 1929 года Филонов счел необходимым упомянуть, что им в 1919 году были «принесены в дар пролетариату через отдел Изо две картины, „Мать“ и „Победитель города»». Следует отметить сам отбор произведений, достойных такого жеста, по мнению художника, а также тот факт, что «картинами» названы небольшие акварели, написанные на бумаге («Мать», 1916, ГРМ) и картоне. Их объединяет время создания — первые годы мировой войны, а главное — программное обобщение глубокой идеи, связанной с этой катастрофой. «Победитель города» — реализация предчувствий, высказанных Филоновым годом-двумя раньше в «Пире королей» (1913). Однако мастер избирает способ не прямого, а опосредованного отображения темы Апокалипсиса — через сознание человека, крупным планом. Выразительная мужская голова господствует в композиции, представленная на фоне каменных джунглей вымершего Иерихона. Состояние человека трагично, его взгляд устремлен вперед, но ничего не фиксирует перед собой. Причины и содержание этого состояния фатальны и вечны, перед нами — оцепеневший Сфинкс, в котором нетрудно угадать автопортрет художника.
В названии работы, без сомнения, заключен трагедийный иронический смысл: победить город, то есть выжить в условиях цивилизации, разгула человеческой нетерпимости невозможно без ощутимых внутренних потерь, без духовного компромисса.

 

Ю. Маркин

 

<< Назад < Вернуться к оглавлению > Далее >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.