Павел Филонов

Формула весны. 1928—1929

Холст, масло. 250×285

Государственный Русский музей, С.-Петербург

С п р а в к а

Как это не раз случалось в биографии больших мастеров, именно в трагический год «великого перелома» Филоновым было создано самое философское и жизнеутверждающее произведение. Картина воздействует как хорал, как тысячеголосное пение «Оды к радости» Бетховена— Шиллера. Невозможно не вспомнить также «Гимн солнцу» Франциска Ассизского по сходству ощущения синтетической мощи и философской полноты в представленной картине Вселенной. Можно с уверенностью думать о каком-то религиозном настрое Филонова, заставившем его подняться к ощущению высшей реальности и размышлять о «формуле» космического бытия как о непрерывном цветении Вселенной. Сила этого полотна в радостной напряженности, в темпераменте самовыражения, она передается зрителю как соучастнику духовного транса, могущему разделить волнение художника.
«Я художник мирового расцвета — следовательно, пролетарий, — писал Филонов в 1920-е годы. — Я называю свой метод натуралистическим…» Абстрактное начертание «атомистической структуры» изображенного несомненно. Каждый дециметр полотна кажется сотканным из множества насыщенных цветом кристаллов. При отходе начинаешь замечать оживление этой структуры, ее пространственное «дыхание», населенность мириадами каких-то существ, органических форм, подобий архитектурных фрагментов. Постепенное высветление полотна снизу вверх усиливает ощущение мистического вселенского света.

 

Ю. Маркин

 

<< Назад < Вернуться к оглавлению > Далее >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.