Павел Филонов

Нарвские ворота. 1929

Бумага, масло. 88×62

Государственный Русский музей, С.-Петербург

С п р а в к а

Год 1929-й стал для Филонова годом подведения итогов в связи с подготовкой его персональной выставки в Русском музее в Ленинграде. Судя по тексту написанной тогда же «Автобиографии», художник был свободен от каких-либо иллюзий в оценке грядущих перемен в СССР — стабилизации тоталитарного режима, обострения процесса коллективизации, начала массовых репрессий. Столь же очевидной стала бесперспективность гражданской позиции художника. Выставка Филонова так и не состоялась, а сам он в одной из критических статей был объявлен «помешанным врагом рабочего класса».
В «Нарвских воротах», начатых 16 марта 1929 года, это ощущение времени доведено до болезненной остроты обобщения. Филонов одновременно с А. Платоновым приходит к мысли о сходстве действительности с трагическим фарсом, с театром абсурда. Задуманная им «декорация» могла бы восприниматься прологом или занавесом к «Чевенгуру», помпезным и страшным преддверием города, в котором бродят потерянные и обескровленные режимом люди. Классический архитектурный мотив арки предельно огрублен, квадригу наверху образуют воющие или злобно вздыбленные звери и правит ими анти-Саваоф с тяжелым бесстрастным лицом и гипнотизирующим взглядом. Он — смысловой центр этого триумфа, и его агрессивный жест напоминает взмах рук дирижера. Год спустя Филонов создаст вариант этой композиции и дополнит ее примечательными деталями — подобием алтаря или «лобного места» и сторожевой будкой.

 

Ю. Маркин

 

<< Назад < Вернуться к оглавлению > Далее >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.