Павел Филонов

ГОЭЛРО (эскиз). 1930

Бумага, акварель. 44,5×35,5

Государственный Русский музей, С.-Петербург

С п р а в к а

В начале 1930-х годов Филонов создает серию значительных работ, в которых он попытался отразить тонус общественного настроения в СССР в годы «великого перелома» — коллективизации и первых пятилеток. Наиболее заметными в серии стали композиции «Колхозник», «Рабочий в кепке» и «ГОЭЛРО». В последней, самой насыщенной по содержанию, Филонов дважды изобразил В. И. Ленина: его задумчивое лицо крупно, еще — в виде маленькой, скрупулезно выписанной фигурки, стоящей в непривычной, несколько растерянной позе. Здесь воспроизведен акварельный эскиз одного из фрагментов этой картины, позволяющий убедиться в свободном обращении Филонова с иконографией вождя. Решение композиции традиционно для мастера — весь лист заполнен беспорядочной грудой рисованных примитивных построек, напоминающих производственные здания, а не обиталища человека. На эту изобразительную основу наложена жесткая сетка «паутины» из множества красных зигзагообразных линий. Фигура стоящего Ленина уподоблена человеческой тени красного контура и помещена в самом средоточии зигзагов-молний, как бы впитывая их. Общий ритм — хаотичный и взвинченный — создает ощущение напряженной атмосферы, «съедающей» фигуру человека.

 

Ю. Маркин

 

<< Назад < Вернуться к оглавлению > Далее >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.