Московского Малого театра актер Щепкин

22

Мы оставили тридцатитрехлетнего артиста только что вступившим на московскую почву после дебюта на столичной сцене. Обе стороны — актер и зрители — остались не в восторге друг от друга.

И если после этого напомнить, что сорок лет спустя Михаил Семенович сошел в могилу, сопровождаемый глубочайшей скорбью буквально всей, без исключения, культурной Москвы, как ее любимейший сын, как ее величайшее украшение, как характернейшая фигура древней столицы, культурного центра великой страны, то это будет краткое, точное и выразительное изображение пройденного Щепкиным в Москве творческого и жизненного пути.

Михаил Семенович явился, как мы знаем, в Москву уже с репутацией более или менее известного артиста, вследствие чего его работа в столице не имела, так сказать, подготовительного периода, сразу пошла полным ходом: ему приходилось выступать по три — пять раз в неделю в самых разнообразных пьесах и в самых разнохарактерных ролях. Цифры дают некоторое представление об интенсивности этой работы: с 1823 по 1825 год Щепкин выступал в 193 спектаклях, сыграв 68 ролей. Едва ли это многим уступало соответственным показателям работы артиста в провинции. Несомненно, во всяком случае, что при свято соблюдаемом Щепкиным принципе тщательно отделывать любую роль, такая нагрузка требовала от него затраты громадного труда.

Нет необходимости перечислять все пьесы, в которых выступал Щепкин в Москве: названия их в подавляющем большинстве ничего не говорят современному читателю. Чаще всего это были пьесы-однодневки: переводные (обычно французские) комедии, мелкие пьески Скриба. Довольно охотно выступал Щепкин в многочисленных живых пьесках поверхностного, но талантливого водевилиста Писарева. Из них два водевиля: «Учитель и ученик», где Щепкин исполнял роль учителя Шеллинга, и «Хлопотун», с Щепкиным в роли Репейкина, неизменно проходили с триумфом для Михаила Семеновича, равно как и переводный водевиль Скриба «Секретарь и повар», где он играл роль повара Суфле. Из более или менее крупных по объему произведений отечественных драматургов упомянем, как с обычной волшебной точностью назвал их Пушкин, «шумный рой» пьес князя Шаховского, из коих в трех («Полубарские затеи», «Чванство Транжирина», «Езоп у Ксанфа») Щепкин выступал с громадным успехом, особенно в двух последних; далее, уже знакомую нам по дебюту Михаила Семеновича пьесу «Господин Богатонов» Загоскина и его же — «Благородный театр»; пьесу Капниста «Ябеда» (Щепкин — Кривосудов), Крылова — «Модная лавка» (Щепкин — Сумбуров). Не преминул Щепкин показать столичной публике и своих провинциальных любимцев — «Наталку-Полтавку» (Щепкин — Макогоненко) и «Москаля-Чаривныка» (Щепкин — Чупрун), неизменно проходивших с совершенно блистательным успехом. В репертуар Щепкина вошли две «маленькие трагедии» Пушкина: «Моцарт и Сальери» (Щепкин — Сальери) и «Скупой рыцарь» (Щепкин — Барон); три пьесы Тургенева: «Провинциалка» (Щепкин — Ступендьев), «Чужой хлеб» («Нахлебник») (Щепкин — Кузовкин) и «Холостяк» (Щепкин — Мошкин); две — Островского: «Свои люди — сочтемся» (Щепкин — Большов) и «Бедность не порок» (Щепкин — Коршунов и Любим Торцов); две — Потехина: «Дока на доку нашел» (Щепкин — князь Лука Лукич) и «Мишура» (Щепкин — Зайчиков); одна — Сухово-Кобылина: «Свадьба Кречинского» (Щепкин — Муромский). Из многих переводных пьес назовем те, которые заняли в репертуаре артиста более или менее значительное место: «Бот» (Щепкин — Бот); несколько пьес Мольера: «Мизантроп», «Мещанин во дворянстве» (Щепкин — Дурман), «Скапиновы обманы» (Щепкин — Жеронт), «Школа жен» (Щепкин — Аонольф), «Скупой» (Щепкин — Гарпагон), «Тартюф» (Щепкин — Оргонт), «Сганарель» (Щепкин — Сганарель); Шекспира: «Гамлет» (Щепкин — Полоний), «Ромео и Джульетта» (Щепкин — Капулетти), «Шейлок» (Щепкин — Шейлок), «Жизнь и смерть Ричарда III» (Щепкин играл «второго убийцу»), «Король Лир» (Щепкин— Лир); «Коварство и любовь» (Щепкин — Вурм) и «Дон Карлос» (Щепкин — Доминго) Шиллера; «Урок старикам» Делавиня (Щепкин — Данвиль); «Школа злословия» Шеридана; «Женитьба Фигаро» и «Севильский цирюльник» Бомарше (Щепкин — Бартоло в обеих пьесах); «Кин» Дюма (Щепкин — Соломон). В этот перечень значительных переводных пьес из репертуара Щепкина нельзя не включить две небольшие по объему пьесы, в которых раскрывались характернейшие черты творческого гения великого артиста и постановка которых всегда сопровождалась для него горячим триумфом зрителей: «Матрос» Соважа и Делюрье (Щепкин — Матрос) и «Жакар» Фурнье (Щепкин — Жакар).

Мы умышленно не включили в этот общий перечень те две пьесы, которые должны быть выделены на особое место, как имеющие исключительное значение в истории творчества Щепкина: «Горе от ума» Грибоедова с Щепкиным Фамусовым и «Ревизор» Гоголя, где он играл городничего. Меньшее значение имели для него остальные пьесы Гоголя, все входившие в его репертуар.

 

<< Назад < Вернуться к оглавлению > Далее >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.