НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

Кому оказывается этим услуга, если не обскуран­там, которые в распространении света видят причину вся­кого зла в мире? Какое впечатление и влияние может иметь подобное изображение на читающую публику, ко­торая привыкла видеть в науке основание и залог всего лучшего для своего будущего?» 16. Так ставятся вопросы о педагогической функции и социальной опасности перво­го «большого» романа Достоевского в момент его появ­ления.

Но главное, принципиальное расхождение с той про­граммой «бесцельного», чисто эстетического искусства, которую Елисеев отождествлял с натуральной школой и к которой относил Достоевского, было все-таки сосредото­чено вокруг принципов типизирования реалистического образа. «…Всякая действительность потому только, что она действительность», становилась, по мнению критика „Современника», для адептов натуральной школы матери­алом для художественного изображения, т. е. представи­телям натуральной школы была свойственна «неразбор­чивость между действительностью и недействительностью, смешение действительности, существующей в качестве отдельных, исключительных фактов, случайных, ничтож­ных явлений, с действительностью, имеющею широкое основание в жизни, или разумное raison detre» 17.

16             Там же, № 3, с. 40.

17             Там же, № 2, с. 273.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.