НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

Что же сказать о художественном такте поэта, который процесс чистого, голого убийства с грабежом бе­рет для своего произведения и самый акт убийства пере­дает в подробнейшей картине со всеми мельчайшими об­стоятельствами? В художественном отношении — повто­ряем — даже в художественном отношении — это чистая нелепость, для которой не может быть найдено никакого оправдания ни в летописях древнего, ни в летописях но­вого искусства» 18.

Система взглядов и идеалы в этой статье Елисеева вырисовываются вполне отчетливо: высокое представле­ние о разумной человеческой природе, которая может ис­кажаться под давлением неправильных внешних обстоя­тельств и бороться с ними за свое совершенствование при помощи современной науки, являющейся могучим рыча­гом преобразования мира; подчиненное положение искус­ства по отношению к просветительско-преобразующей дея­тельности и осуществляющего познавательную функцию через отражение в реалистических образах типичных, т. е. наиболее распространенных, явлений действитель­ности, организованных в эстетическое целое по неким канонам и направленных на перевоспитание общественных недостатков той прогрессивной идеей, которой руководст­вуется художник при изучении действительности. По су­ществу это программа революционного просветительства и просветительского реализма в упрощенно-вульгаризи­рованном варианте.

18             Современник, 1866, № 3, с. 39—40.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.