НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

нелепом сочинении только «нечто детское, неумелое, во­дянистое, риторическое», а также «недостаток собствен­ного художественного приема и опытности в изображении страсти» 23, тем не менее он вынужден противопоставить ему всю систему своих собственных воззрений на искус­ство, очертить главные различия между эстетикой «со­временного направления» и эстетикой натуральной шко­лы и попытаться определить место Достоевского в совре­менной ему литературе, выбрав для сопоставления явно недостаточный ряд. Мало того, поставив «Преступление и наказание» ниже романа А. Ахшарумова «Натурщица», который, по мнению критика, «по художественности даже далеко превосходит его», хотя тоже «чепуха и гали­матья» 24. Елисеев в то же время прибегает для ниспро­вержения эстетики Достоевского к авторитету Лессинга. Но самое любопытное, что именно в этой ругательной статье впервые прозвучит рядом с именем Ф. М. Досто­евского имя В. Шекспира. Конечно, иронически: «И автор в восторге от написанной им дребедени, вероятно, вообра­жает себя знатоком человеческого сердца, чуть ли не Шекспиром»25. Но слово сказано: именно этим масшта­бом будет мерить роман Достоевского XX век. Пока же это просто насмешка, но знаменательная. Из всех воз­можных способов насмешливого снижения выбрано сопо­ставление с Шекспиром.

 

23             Современник, 1866, № 2, с. 276.

24             Там же, № 3, с. 32—43.

25             Там же, № 2, с. 276.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.