НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

В пародии жестокие обвинения в доносительстве, конечно же, смяг­чены веселым смехом и обнадеживающими советами вер­нуться к прошлым достижениям, поэтому оценка «Искры» оказывается более цельной. Пародист в силу особенностей жанра вынужден вникнуть в образную структуру вы­смеиваемого произведения, и уже этим он исходит из его художественных законов, а не просто противопоставляет ему иные, чуждые. Пародист точно нащупывает чуждый ему новый принцип изображения: мучительную противо­речивость характера героя и сложнейшую неоднозначность позиции самого автора. В политическом плане «двойни- чество» выглядит только как отсутствие ясности, жалкое колебание, знак отступничества от прогрессивных идей. В художественном плане двойничество явно обладает из­вестной долей неосознанного обаяния оригинальности и новизны, а без этого условия всякая стилистическая па­родия бессмысленна. Правда, стилистически пародируется давно знакомая читателю повесть «Двойник», а ее общность с новым произведением, воспринимаемая как тождественность, только декларируется.

Если отбросить разные оттенки результатов эстетиче­ских различий отрицания «Преступления и наказания» некоторыми критиками 60-х годов, то остается некое не­доумение перед неожиданным итогом: одновременно ут­верждаются тенденциозность произведения и неоднознач­ность этой тенденции; явный разрыв писателя со своим прошлым и тесное с ним единство; ощутимая зависимость от натуральной школы и ее общепризнанного отца Гоголя (гоголевская фразеология пародируется в «Искре»)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.