НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

Сам метод критика, восходящий к традициям Белин­ского, где детальнейший и подробнейший пересказ кол­лизий произведения с максимальным приближением к его вещной и психологической фактуре составляет глав­ный способ проникновения в социальный смысл образов, рожден полнотой отраженных в реалистическом повест­вовании обстоятельств действительности и их преимуще­ственно выделяет из этого повествования. В этом смысле новый роман Достоевского для Писарева по-прежнему ни в чем в принципе не отличается ни от очерков Помялов­ского, пи от «Записок из Мертвого дома»: это также прав­диво и точно зафиксированный очевидцем ужасающий материал российской действительности 60-х годов XIX в., кричащий о гигантской социальной аномалии, о громад­нейшем нравственном преступлении, ежедневно и еже­часно совершающемся над жертвами этой преступной аномалии, лично не ответственными за свои поступки вследствие собственной придавленности, в силу величины социально-нравственного груза, на них приходящегося. «Я убедительно прошу читателей не думать, что я сколь­ко-нибудь одобряю… размышления Раскольникова… я вполне убежден в том, что его мысли — дурные, вредные и опасные мысли. Я только осмеливаюсь утверждать и стараюсь доказывать, что эти мысли были неизбежным продуктом его невыносимого положения… Поставьте на место Раскольникова какого-нибудь другого человека обыкновенных размеров, развившегося иначе и смотряще­го на вещи другими глазами, и вы увидите, что получит­ся тот же самый результат… Он убедит себя в том, что общество обращается с ним, как с голодным волком, и что ему остается только принять на себя эту странную роль со всеми ее возможными последствиями, со всеми ее своеобразными правами и обязанностями, со всеми ее удобствами и неудобствами» (курсив мой.— Е. С.) 35.

 

35             Там же, с. 334.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.