НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

Таким образом, Раскольников — не всякий, но поступок его — естественная реакция на соответствующие обстоя­тельства всякого.

Снимая с Раскольникова вину за преступление в силу его социальной предопределенности, Писарев и самую теорию Раскольникова рассматривает как только и не­посредственно простой продукт тех же экономических условий, не видя в ней никакой связи с умственным дви­жением своей эпохи.

Но Писарев — критик замечательный, точны и глубоки не только его проникновения в интересующие его стороны романа Достоевского. При всей замкнутости Писарева в системе своих воззрений, у него есть такие наблюдения и формулировки, которые далеко выходят за рамки его строгой социально-утилитаристской схемы, ограничиваю­щей смысл искусства отражающей функцией. Он пишет, например, о состоянии читателя, попадающего в мир романа Достоевского и входящего в положение его героя, стоящего перед решением неразрешимых нравственных вопросов: «…даже и беспристрастный наблюдатель, вду­мываясь в такое исключительное положение, останавли­вается в недоумении и начинает испытывать такое ощу­щение, как будто он попал в новый, особенный, совершен­но фантастический мир, где все делается навыворот и где наши обыкновенные понятия не могут иметь никакой обязательной силы». Критик ставит перед читателем вопрос, как надо с точки зрения общепринятых понятий о добре и зле оценить Софью Семеновну Мармеладову, продающую себя во имя ближних.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.