Мемлинг / Примечания

1 Об этом настойчиво напоминают авторы классических исследований нидерландского искусства. Э. Панофски отводит Мемлингу место лишь в заключительном раз­деле своей книги, посвящая ему всего несколько стра­ниц (Panofsky Е. Early Netherlandish Peinting. Its Origin and Character. Cambridge (Mass), 1953). Анало­гичное место получил Мемлинг в исследовании: Гершензон-Чегодаева Н. М. Нидерландский порт­рет XV века. Его истоки и судьбы. М., 1972.

2 Фромантен Э. Старые мастера. Бельгия и Голлан­дия. М., 1966, с. 266.

3 В регистре граждан города Брюгге указано, что Ян Мемлинг, сын Хермана, был рожден в Залегендштадте. Этот городок расположен неподалеку от Майнца. Юж­нее Залегендштадта находится деревня Мёмлинген (Momlingen), вероятно давшая семье родовое имя. (Indices op de Brugsche Poorterboeken. Bruges, 1938, II, p. 630; «Connoisseur», 1939, p. 186, et. 218). Существует также предположение, что художник родился в дерев­не Мемлинг в Голландии, но оно не получает поддерж­ки в современной литературе.

4 Упоминания об этом имеются у Дж. Вазари. Кроме то­го, целый ряд прямых заимствований, давно отмечен­ных. учеными, свидетельствует о несомненной именно ученической зависимости Мемлинга от ван дер Вей­дена. Дополнительным доказательством служит отъезд Мемлинга из Брюсселя тотчас же после смерти Рогира (Hulin de Loo G. Hans Memling in Rogier van der Weyden’s Studio.— Burlington Magazin, LI I, 1928).

5 О раннем периоде жизни и творчества С. Лохнера све­дений нет. Первые известные работы мастера отмече­ны влиянием нидерландской школы (Forster О. Н. Stefan Lochner. Frankfurt nа М., 1938).

6 Поскольку высказывались различные соображения, касающиеся того, кто именно изображен на портрете (Карл Смелый, Антуан Бургундский, Жан де Коимбр), мы сохраняем традиционное название.

7 Ди Фолко Портинари (di Folco Portinari) Томмазо (ок. 1432—1501). С 1460 г. начал служить в брюггском фи­лиале банкирского дома Медичи, а в 1465-м стал ди­ректором этого филиала. Жил в Брюгге до 1497 г. Около 1473 г. Т. Портинари заказал Гуго ван дер Гусу складень, известный под названием «Алтарь Порти­нари» (Флоренция, Уффици).

Ди Джакопо Тани (di Jacopo Tani) Анжело (ум. 1492) стал после 1455 г. директором упомянутого филиала, но через десять лет уступил свой пост Портинари. В 1480 г. он вернулся во Флоренцию.

8 Триптих Мемлинга был отправлен во Флоренцию мо­рем, на бургундском судне, принадлежавшем Порти­нари. 27 апреля 1473 г. корабль захватил данцигский корсар Пауль Бенеке, который принес складень в дар собору своего родного города. Триптих пользовался большой известностью: Петр I желал приобрести его, а Наполеон перевез его в 1807 г. в Париж. С 1816 г. триптих снова в Данциге (Гданьске). Авторство Мем­линга было установлено (Н о t h о Н. G. Geschichte der deutschen und niderlandischen Malerie. II. Berlin, 1843, S. 128—129). Донаторы идентифицированы А. Варбур­гом (Warburg A. Sitzungsberichte der Kunstgeschi- chtlichen Gesellschaft. XI. Berlin, 1901; Drosd H. Das Jiingste Gericht des Hans Memling in der Marienkirche zu Danzig. Vienne, 1941; Никулин H. H. Алтарь Ганса Мемлинга «Страшный суд».— Искусство, 1960, № 12).

9 Коленопреклоненному на чаше весов праведнику Мем­линг придал черты Т. Портинари. Заметим, что это яв­но портретное изображение не спорит с лицами осталь­ных персонажей, наделенных несомненной индивиду­альностью.

10 Tout l’oevre peint de Memling. Introduction par J. Fou- cart, documentation par G. T. Faggin. Paris, 1973, p. 86.

11 Ibid.

12 Центральная часть — в Муниципальном музее (Museo Civico) Виченцы; внешние створки с изображением Благовещения — в музее Грунинге в Брюгге; внутрен­ние — в Библиотеке Моргана в Нью-Йорке.

13 В написанном Гуго ван дер Гусом через несколько лет «Алтаре Портинари» Мария изображена в том же колье из золота и жемчуга, что и на портрете Мем­линга.

14 Сведения о сэре Джоне Донне оф Кидуэлле (ум. 1503) в исследовании: McFarlaine К. В. Hans Mem­ling. Oxford, 1971.

15 Автопортрет Мемлинга видят и в фигуре, написанной в глубине центральной части «Обручения св. Екате­рины».

 

<< Назад < Вернуться к оглавлению > Далее >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.