Мемлинг / Примечания

16 Foucart J. Memling ou les ruses de la modernite.— In: Tout l’oevrei peint de Memling. Paris, 1973, p. 7.

17 M с F a r l a i n e К. B. Op. cit.

18 Bourgondische Pracht (каталог выставки). Amsterdam, 1951.

19 Св. Екатерина Александрийская, прозванная «Всегда чистой» (’Aει χαυσινα), по преданию, жила в конце III в. и была казнена при императоре Марке Аврелии Валерии Максимиане в 307 г. Славилась своей необы­чайной образованностью, приводившей в смятение языческих философов (поэтому в позднее время стала считаться покровительницей школ). Происходя из бо­гатого рода и имея возможность вступить в брак с любым представителем знати, стремилась стать «же­ной Спасителя». Этот «мистический брак» не раз при­влекал многих художников после Мемлинга. Атрибу­тами св. Екатерины были: корона — символ ее брака с Иисусом, книги, разбитое колесо и меч (орудия ее мученичества — она была колесована).

20 Алтарь Портинари был завершен около 1476 г., но во Флоренцию его доставили лишь в 1483 г. (Hatfield S t г е n s В. L’arrivo del trittico Portinari a Firenze.— Commentari, XIX, 1968). Поскольку Портинари жил в Брюгге, где ван дер Гус не раз бывал, скорее всего и работа над алтарем шла именно в этом городе. Учи­тывая знакомство Мемлинга и Портинари, его положе­ние практически первого живописца Брюгге, можно с уверенностью говорить, что Алтарь Портинари был ему знаком.

21 Friedlander М. J. Die altniederlandische Malerei. VI. Berlin, 1922, S. 55.

22 PanofskyE. Op. cit., p. 347.

23 Сюжеты: благовещение, откровение пастухам, рож­дество, явление звезды волхвам, волхвы у Ирода, пу­тешествие и поклонение волхвов, избиение младенцев, искушение Христа, воскресение, св. жены, направля­ющиеся к гробнице, явление Христа Марии Магдали­не, Христос в Эммаусе, хождение Петра по водам, яв­ление Христа богоматери, вознесение, праздник Трои­цы, успение богоматери; в левом и правом углах кар­тины представлены донатор Питер Буйлтик и его жена Катарина ван Рибенс.

24 Анализируемая композиция — одна из трех, чрезвы­чайно близких друг другу работ Мемлинга. Кроме на­званного «Триптиха Карла V» это центральные части «Триптиха Флоренса» (1479, Брюгге, Музей Мемлинга) и «Полиптиха Нюлина де Лоо» (Мадрид, Прадо). Все три вещи несомненно восходят к «Алтарю св. Колум­бы» Рогира ван дер Вейдена (ок. 1458/59, Мюнхен, Ста­рая Пинакотека), композиции которого Мемлинг почти буквально повторяет, особенно в трех центральных фи­гурах. Однако пространственное решение Мемлинга до­статочно оригинально, так же как и трактовка персо­нажей за пределами центральной группы. Более дру­гих независим от Рогира именно «Триптих Карла V».

25 Н. М. Гершензон-Чегодаева в упоминавшемся выше исследовании анализирует свойственное художникам нидерландского Возрождения стремление к «разделе­нию двух миров» — земного, материального и божест­венно-спиритуалистического, разделения, отвечающего духу философских суждений Николая Кузанского. Хотя порой, как нам кажется, автор проводит слишком буквальные параллели между художественной практи­кой и идеями философа, можно согласиться с тем, что духовная атмосфера времени сближала искания ис­кусства и отвлеченных наук и дарила живописи взгляд на мир, соответствующий этим исканиям. Вместе с тем нельзя упускать из виду, что ученые, исследовавшие эстетические взгляды Николая Кузанского, склонны видеть прямое влияние его учения на мастеров более позднего времени. Так, Э. Хемпель пишет о воздейст­вии философа на Рафаэля и Дюрера (Н е m р е 1 Е. Nikolaus von Cues in seinen Beziehungen zur Bildenden Kunst. Berlin, 1953, S. 30—37), а О. Бенеш прямо утверждает, что «Леонардо с его научным отношением к природе находился под сильным влиянием философ­ской доктрины и учения немецкого мыслителя Нико­лая Кузанского» (Бенеш О. Искусство Северного Воз­рождения. Его связь с современными духовными и ин­теллектуальными движениями. М., 1973, с. 67). Следует также отметить, что широкую известность трактаты Николая Кузанского приобрели лишь после их публи­кации в 1488 г. в Страсбурге.

 

<< Назад < Вернуться к оглавлению > Далее >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.