НА ПУТИ К ЦЕЛОМУ (Ф. М. Достоевский)

не могущие иметь ничего об­щего с «кровопролитием» и не несущие за встречающиеся в мире кровопролития никакой ответственности: «Пред­ставить себе Ньютона или Кеплера в таком положении, в котором они из любви к идее обязаны были бы устра­нить хоть одного живого человека или пролить хоть одну каплю человеческой крови, еще гораздо труднее, чем представить себе, что Кеплер и Ньютон, состоя в чине необыкновенных людей, пользуются своими исключитель­ными правами для того, чтобы убивать встречных и попе­речных или воровать каждый день на базаре… Если бы Кеплер и Ньютон решились действовать по рецепту Рас­кольникова и если бы им удалось устранить какое-нибудь живое препятствие, то на месте этого благополучно устраненного препятствия тотчас бы появилось другое, на месте другого третье, потому что общие условия, поро­ждающие такие препятствия, остались бы нетронутыми. Общими условиями оказываются в подобных случаях не­вежество, умственная неподвижность, робкая безгласность и дикие предрассудки массы. Против этих общих усло­вий невозможно действовать насильственными средст­вами…» 50.

Таким образом, теория Раскольникова — этот, в гла­зах критика, побочный продукт болезненной психики не устоявшего в жизненной борьбе слабого человека вызы­вает критика на разговор о кардинальных принципах раз­вития человеческой истории, о двух ее путях: через кровь и насилие или через постепенный прогресс на основе разума и науки; о двух типах ее деятелей: честных и

 

50 Там же, с. 348—349.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

HTML tags are not allowed.